жоғары
ресми ақпараттық
порталы
Қарағанды 30°C
«Ақпаратқа қол жеткізу туралы» ҚР Заңы cайттың ең маңызды бөлімдері
Виртуалдық қабылдау бөлмесі

2010 жыл

Назад

Заключение о результатах оценки управления персоналом
Акимата Карагандинской области
2010 год
(отчетный период)

Критерии оценки

Баллы оценки каждого критерия

Укомплектованность штата государственного органа

5,03 из 10

Уровень качества квалификационных требований

9,28 из 10

Сменяемость кадров

8,39 из 25

Ротация кадров «центр-регион», «регион-центр»

5,0 из 5

Обучение и развитие персонала

12,43 из 15

Уровень коррумпированности

13,27 из 15

Удовлетворенность государственных служащих работой в государственном органе

7,49 из 15

Уровень развитости системы управления персоналом

0 из 5

Итого:

60,9 из 100

Деятельность акимата Карагандинской области регулируется Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Организационно-правовое, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности акимата и акима Карагандинской области обеспечивает аппарат акима области. Положение об аппарате акима области утверждено постановлением акимата Карагандинской области от «8» ноября 2010 года № 31/02.
В составе акимата Карагандинской области имеются следующие областные исполнительные органы, финансируемые из областного бюджета: Управление экономики и бюджетного планирования Карагандинской области; Управление финансов Карагандинской области; Управление предпринимательства и промышленности Карагандинской области; Управление внутренней политики Карагандинской области; Управление по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий Карагандинской области; Управление координации занятости и социальных программ Карагандинской области; Управление здравоохранения Карагандинской области; Управление культуры Карагандинской области; Управление образования Карагандинской области; Управление сельского хозяйства Карагандинской области; Управление туризма, физической культуры и спорта Карагандинской области; Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Карагандинской области; Управление строительства Карагандинской области; Управление архитектуры и градостроительства Карагандинской области; Управление земельных отношений Карагандинской области; Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Карагандинской области; Управление государственного архитектурно-строительного контроля Карагандинской области; Управление по развитию языков Карагандинской области; Управление архивов и документации Карагандинской области; Управление энергетики и коммунального хозяйства Карагандинской области.
Типовая структура местного государственного управления Республики Казахстан утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2009 года № 1654 (акимам предоставлено право слияния, присоединения структурных подразделений, предусмотренных данной типовой структурой).
Лимиты штатной численности местных исполнительных органов утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2004 года № 1324 и составляет 3000 единиц.
Объектами оценки являются Аппарат Акима Карагандинской области и Управления (20 единицы).
Предмет оценки: Отчетность местного исполнительного органа по 8 критериям Методики.

  • По критерию «Укомплектованность штата государственного органа»

общая оценка составляет 5,03 балла.
В том числе по показателям:
«Доля вакантных человекодней, образовавшихся за счет наличия вакантных должностей» 2,56 балла.
«Доля человекодней, в течение которых должности не были заняты по причине болезни госслужащих и по другим причинам (за исключением нахождения в трудовом отпуске)» 2,47 баллов.
Анализ укомплектованности штата Акимата Карагандинской области (далее – Акимат) показывает следующее:
Штатная численность Акимата (аппарат акима и областные исполнительные органы) по состоянию:
на 1 января 2010 года составляла 722 единицы, из которых 7 политические и 715 административные должности;
на 31 декабря 2010 года составляла 615 единиц, из которых 7 политические и 608 административные должности.
Численность Акимата уменьшилась на 107 единиц, в связи с сокращением штатной численности в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 27 сентября 2010 года № 1072 «О мерах по оптимизации штатной численности органов, содержащихся за счет государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального Банка Республики Казахстан».
Средняя штатная численность Акимата составила 692,25 единиц. Средняя штатная численность руководящего состава составила 82,5 единиц. Средняя штатная численность неруководящего состава составила 602,75 единиц.
Количество вакантных человекодней по данным Акимата Карагандинской области за 2010 год составило 8178 рабочих дней. При проведении оценочных мероприятий было выявлено, что количество вакантных человекодней – 8336.
Среди причин, по которым образовалось расхождение, Акиматом указывается допущение работниками кадровых служб технических ошибок при включении/исключении и подсчете вакантных должностей.
По итогам анализа укомплектованности, отмечается, что 36 штатных единиц, или 5,8 % от средней штатной численности, оставались вакантными более 1 квартала, то есть более 60 рабочих дней. Масимальный период времени, в течение которого являлась вакантной, оставил 226 рабоих дней, что относится к достаточно длительному периоду.
Из пояснений аппарата Акима города следует, что наличие длительного времени вакантных должностей вызвано спецификой их деятельности и отсутствием соответствующих кандидатур.
По итогам 2010 года количество человекодней, в течение которых должности не были заняты вследствие болезней и по другим причинам (за исключением нахождения работника: в очередном трудовом отпуске, в отпуске по беременности и родам в течение срока установленного Трудовым кодексом РК, командировке, в учебном отпуске (предоставленные работникам, обучающимся в организациях образования для подготовки и сдачи зачетов и экзаменов, выполнения лабораторных работ, подготовки и защиты дипломной работы (проекта)), в отпуске без сохранения заработной платы до пяти календарных дней при: регистрации брака, рождении ребенка, смерти близких родственников, на курсах переподготовки и повышения квалификации) по данным Акимата за 2010 год составило 8506. При проведении оценочных мероприятий было выявлено, что количество человекодней, в течение которых должности не были заняты вследствие болезней и по другим причинам, составило 8647.
Среди причин, по которым образовалось расхождение, указывается допущение работниками кадровых служб технических ошибок при включении/исключении и подсчете вакантных должностей.
Таким образом, количество незанятого рабочего времени, которое образовалось в связи с наличием вакантных должностей и по причине болезни госслужащих и по другим причинам, составляет 16983 рабочих дня, что составляет 9,93 % от общего количество человекодней, и относится к максимальному среди всех местных исполнительных органов значению (среднее по местным исполнительным органам значение составляет 5,7%).

  • По критерию «Уровень качества квалификационных требований»

общая оценка составляет 9,28 баллов.
В том числе по показателям:
«Доля штатных должностей, по которым в квалификационных требованиях не указаны конкретные специальности (по образованию)» - 5 баллов.
«Доля штатных должностей, по которым в квалификационных требованиях изменены требования по образованию» - 4,28 баллов.
Сборники квалификационных требований утверждены руководителями государственных органов и согласованы с управлением Агентства РК по делам государственной службы по Карагандинской области.
Во всех административных государственных должностях Акимата указаны конкретные специальности (по образованию) или 100% от общего количества. Количество штатных должностей, по которым в квалификационных требованиях изменены требования по образованию, составляет 2 единицы (по причине изменения функциональных обязанностей), или 0,29% от средней штатной численности, что характеризует с положительной стороны деятельность Акимата по планированию трудовых ресурсов.

  • По критерию Сменяемость кадров общая оценка составляет 8,39 баллов.

В том числе по показателям:
«Уровень сменяемости кадров руководящего состава» 0,3 балла.
«Уровень сменяемости кадров неруководящего состава» 6,1 балла.
«Средний стаж работы всех работников (в данном госоргане)» – 2,0 балла.
Доля руководящих работников, уволенных в течение года после смены первого руководителя 0 баллов.
Доля неруководящих работников, уволенных в течение года после смены первого руководителя 0 баллов.
По данным Акимата, в 2010 году 169 государственных служащих, в том числе 25 – в аппарате акима области (4 политических государственных служащих и 21 административных государственных служащих), 144 - в областных управлениях.
Количество уволенных госслужащих руководящего состава составило 16 единиц, что составляет 19,39% от средней штатной численности руководящих должностей, преимущественно в связи с переводом на административную государственную должность. Количество уволенных госслужащих неруководящего состава составило 59 единицы, что составляет 9,79% от средней штатной численности неруководящих должностей, преимущественно в связи с другими, не обозначенными в отчетности причинами. Среди причин, по которым госслужащие перешли в негосударственную структуру (2,44% госслужащих) указывается желание иметь более высокооплачиваемую должность, чем на государственной службе.
Таким образом, всего за 2010 год, за исключением уволенных по основаниям, предусмотренных Методикой оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы по управлению персоналом, которые при расчете оценки по сменяемости не учитываются, уволены 75 сотрудников акимата, что составляет 10,83% от средней штатной численности Акимата и 62,1% от общего количества уволенных, что находится в пределах среднего значения сменяемости кадров по всем местным исполнительным органам (среднее по местным исполнительным органам значение составляет 15,0%). В процентном соотношении большее количество уволенных наблюдается среди сотрудников руководящего состава.
Средний стаж работы государственных служащих в местном исполнительном органе составил 4,0 года.
В 2010 году первый руководитель акимата (аким области) не менялся.

4.По критерию ротация кадров «центр-регион», «регион-центр»»
общая оценка составляет 5,0 баллов.
В 2010 году количество государственных служащих, переведенных по системе ротации «центр-регион», «регион-центр» составило 21 человек, в том числе по ротации «центр-регион» -9 государственных служащих, по системе «регион – центр» -12 государственных служащих.

  • По критерию «Обучение и развитие персонала»

общая оценка составляет 12,43 балла
В том числе по показателям:
«Доля государственных служащих, прошедших курсы повышения квалификации» - 4,83 балла.
«Доля государственных служащих, прошедших курсы переподготовки» - 5,12 балла.
«Cоответствие тематики курсов повышения квалификации целям и задачам стратегического плана развития государственного органа» - 2,48 балла.
В 2010 году в Акимате Карагандинской области подлежало обучению 231 государственных служащих, в том числе 149 – на курсах повышения квалификации, 82 – на курсах переподготовки (65 – впервые принятые на государственную службу, 17 – впервые назначенные на руководящую должность).
По итогам 2010 года в Карагандинской области из общего числа государственных служащих, подлежащих обучению, прошли обучение 190 государственных служащих, или 82,25% из числа подлежащих обучению, в том числе 120 (80,5%) – на курсах повышения квалификации, 70 (85,4%)– на курсах переподготовки.
Среди причин, по которым госслужащие не прошли соответствующее обучение, акиматом указывается: несвоевременное финансирование.
Среднее значение госслужащих, прошедших курсы повышения квалификации и переподготовки составило 82,9% от общего количества госслужащих, подлежащих соответствующему обучению, что является достаточно высоким показателем для повышения качественных характеристик персонала в Акимате.
Тематика курсов повышения квалификации соответствовала целям и задачам стратегических планов государственных органов у 99 госслужащих из 120.

  • По критерию «Уровень коррумпированности»

общая оценка составляет 13,27 балла.
В том числе по показателям:
«Доля государственных служащих, осужденных за совершение коррупционного преступления» - 6 баллов.
«Доля государственных служащих, привлеченных к административной ответственности за совершение коррупционного правонарушения» - 5 баллов.
«Доля государственных служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения» - 2,27 балла.
По данным Акимата Карагандинской области привлечены к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений 4 сотрудника:
Однако согласно данным, предоставленным Управлением Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по Карагандинской области, к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечены 6 сотрудников Акимата:
1. Главный специалист Крюков А.А. - приказом начальника управления от 18 июня 2010 года № 47 объявлено предупреждение о неполном служебном соответствии за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного ст.12 – п.1 п.п.12 ЗРК «О борьбе с коррупцией»;
2. Главный специалист Токаев А.К. – приказом начальника управления от 18 июня 2010 года № 48 объявлено предупреждение о неполном служебном соответствии за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного ст.12 – п.1 п.п.12 ЗРК «О борьбе с коррупцией»;
3. Главный специалист Управления сельского хозяйства Карагандинской области Дуйсекина З.К. – приказом начальника управления от 20 сентября 2010 года № 116 объявлен выговор за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного ст.10 ЗРК «О борьбе с коррупцией»;
4. Начальник отдела природоохранных программ Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Карагандинской области Голев Н.В. – приказом начальника управления от 22 января 2010 года № 7 объявлен выговор за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного ст.10 ЗРК «О борьбе с коррупцией»;
5. Заместитель начальника Управления туризма, физической культуры и спорта Карагандинской области Есентаев Т.К. – приказом начальника управления от 12 августа 2010 года № 159 К объявлен выговор за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного ст.12 – п.1 п.п.12 «О борьбе с коррупцией»;
6. Заместитель начальника по экономике Управления туризма, физической культуры и спорта Карагандинской области Уалиева К.К. – приказом начальника управления от 12 августа 2010 года № 160 К объявлен выговор за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного ст.12 – п.1 п.п.12 «О борьбе с коррупцией».
Доля нарушителей (от средней фактической численности) составляет 0,99%.
В целях предупреждения коррупционных нарушений проводятся семинары, круглые столы, занятия по правовому всеобучу, ведется контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, контроль за надлежащим исполнением должностных обязанностей, обеспечение гласности при привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

  • По критерию «Удовлетворенность государственных служащих работой в государственном органе»

общая оценка составляет 7,49 балла.
В том числе по показателям:
«Удовлетворенность государственных служащих возможностями карьерного роста» - 2,13 баллов.
«Удовлетворенность государственных служащих системой мотивации и поощрения» - 2,51 баллов.
«Удовлетворенность государственных служащих условиями труда» - 2,86 баллов.
В январе 2011 года проведен опрос 485 госслужащих Акимата Карагандинской области, в ходе которых были заданы вопросы по удовлетворенности государственных служащих работой в государственном органе.
346 или 71,3 % госслужащих областных исполнительных органов удовлетворены возможностями карьерного роста, 139 или 28,7 % дали отрицательный ответ.
364 или 75,1 % от общего числа опрошенных госслужащих удовлетворены сложившейся в госоргане системой мотивации, 121 или 24,9 % неудовлетворены.
Мнение относительно условий труда складывается следующим образом:
В целом условиями труда удовлетворены 381 или 78,6 % опрошенных, 104 или 21,4 % - нет.
189 или 39 % респондентам часто приходится выходить на работу в нерабочее время или оставаться после работы, 248 или 51 % - иногда сталкивались с такой необходимостью, вариант «никогда» отмечен 48 или 10_% опрошенных.

8.По критерию «Уровень развитости системы управления персоналом в госоргане»
По информации Акимата новые технологии по управлению персоналом не внедрялись.

Выводы и рекомендации:
Общая оценка Акимата составляет 60,9 балла.
Общее количество незанятого рабочего времени составляет 9,9 % от общего количества человекодней, что относится к максимальному среди всех местных исполнительных органов значению (среднее по местным исполнительным органам значение составляет 5,7%), и способствует влиянию на производительность труда в Акимате.
В сборник квалификационных требований внесены изменения в части образования по 2 административным государственным должностям, что составляет 0,29% от средней штатной численности и характеризует с положительной стороны деятельность Акимата по планированию трудовых ресурсов.
Сменяемость кадров в Акимате оценивается как умеренная, поскольку значение составляет 10,83 % от средней штатной численности находится в пределах среднего значения по всем местным исполнительным органам (среднее по местным исполнительным органам значение составляет 15,0%). Наблюдается тенденция высокой сменяемости кадров среди руководящего состава.
Ротация кадров по системе «регион-центр», «центр-регион» составила 3,0 % от средней штатной численности, с наиболее эффективной направленностью по системе «центр -регион».
В области повышения качественных характеристик персонала деятельность Акимата оценивается положительно. Среднее значение госслужащих, прошедших курсы повышения квалификации и переподготовки составило 82,9 % от общего количества госслужащих, подлежащих соответствующему обучению. Из числа государственных служащих, подлежащих повышению квалификации и переподготовке, не прошли соответствующее обучение 19,5% и 14,6% сотрудников Акимата
За отчетный период сотрудники Акимата привлекались к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, что свидетельствует о необходимости усиления в Акимате превентивных мер по предупреждению коррупции;
Показатель удовлетворенности государственных служащих отражает мнение более 50% сотрудников Акимата, что оценивается как объективное значение. В аспекте мотивированности сотрудников наиболее слабое звено занимает неудовлетворенность сотрудников возможностями карьерного роста;
Работа по внедрению новых технологий по управлению персоналом в Акимате, как и в большинстве местных исполнительных органов за отчетный период не проводилась.

Выводы о проведенной Акиматом в 2010 году работе по управлению персоналом дают основания заключить о следующих взаимоувязанных проблемных аспектах Акимата:

  • неэффективность реализуемых мер для своевременного заполнения вакантных должностей;
  • недостаточность проводимых мер по предупреждению элементов коррупции
  • преобладающая неудовлетворенность сотрудников Акимата возможностями карьерного роста

Для улучшения деятельности государственного органа рекомендуется:

  • На постоянной основе проводить мониторинг вакантных должностей, с использованием кадрового резерва обеспечивать замещение вакантных административных должностей в кратчайшие сроки;
  • Обеспечить прохождение сотрудниками курсов по повышению квалификации и переподготовке в строгом соответствии с действующим планом, и ведение четкого мониторинга потребностей в обучении
  • Повысить эффективность проведения профилактических мер по предупреждению коррупции;
  • Разработать комплекс мер по устранению причин неудовлетворенности сотрудников возможностями карьерного роста;
  • Обеспечить внедрение систем по управлению персоналом, направленных на повышение эффективности деятельности государственных служащих, с учетом объема и качества выполняемой ими работы, степени ответственности, уровня профессионализма;
  • Акцентировать работу по оценке персонала, взаимоувязанную с использованием механизмов дифференциации оплаты труда и нематериального поощрения;

Заместитель Председателя Агентства РК по делам
государственной службы
А. Комекбаев

Директор Департамента кадрового обеспечения
государственной службы
Агентства РК по делам государственной службы
М. Утешев

Заключение о результатах оценки по оказанию государственных услуг

Акимат Карагандинской области
(наименование местного исполнительного органа)
2010 год
(отчетный период)

Критерии оценки

Оценка

1

Утверждение регламентов оказания государственных услуг

0 из 14

2

Доля видов государственных услуг, оказываемых в центрах обслуживания населения и в государственном органе (подведомственной организации) в соответствии с Реестром государственных услуг

8,59 из 14

3

Обжалование деятельности центров обслуживания населения

15,91 из 16

4

Обжалование государственных услуг

13,13 из 14

5

Нарушение сроков оказания государственных услуг

0 из 14

6

Оказание государственных услуг в электронном формате

3,74 из 14

7

Обновление регламентов оказания государственных услуг

0 из 14

Общая оценка

41,37 из 100

Анализ эффективности деятельности местного исполнительного органа по критериям оценки:
Оценка проводилась на основании данных, представленных акиматом Карагандинской области (далее – Акимат) в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы по оказанию государственных услуг, утвержденной совместным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 27 декабря 2010 года № 02-01-02/233 и Министра связи и информации Республики Казахстан от 27 декабря 2010 года № 362 (далее - Методика).
Оценка проводилась по критериям, указанным в вышеприведенной таблице.

  • По критерию «утверждение регламентов оказания государственных услуг»:

Регламенты оказания государственных услуг отсутствуют.
Следует отметить, что в Законе РК «Об административных процедурах» содержится положение о том, что центральными государственными органами разрабатываются стандарты для государственных услуг, оказываемых местными исполнительными органами.
При этом, в том же Законе указано, что государственная услуга является деятельностью государственных органов, их подведомственных организаций и иных физических и юридических лиц, т.е. государственные органы не разделяются на центральные и местные.
В соответствии с Законом, регламент устанавливает требования к обеспечению соблюдения стандарта государственной услуги, определяет порядок деятельности государственных органов и иных лиц по оказанию государственной услуги, устанавливает описание действий (взаимодействия) государственных органов и иных лиц, участвующих в процессе оказания государственной услуги.
В связи с чем, регламенты государственных услуг разрабатываются и утверждаются государственными органами оказывающими данные услуги.
Таким образом, общий балл по результатам оценки по данному критерию составил 0 (из 14 возможных).

  • По критерию «виды государственных услуг, оказываемых в центрах обслуживания населения и в государственных органах (подведомственных организациях)»:

Согласно представленной Акиматом информации, государственных услуг местных органов, оказываемых только через ЦОНы не имеется. На альтернативной основе оказывается 97 видов услуг, остальные виды услуг, указанные в перечне, оказываются непосредственно в государственных органах.
При проведении расчетов 97 видов услуг были учтены как оказываемые на альтернативной основе, 117 - непосредственно в государственном органе.
Таким образом, общий балл по результатам оценки по данному критерию составил 8,59 (из 11 возможных).

  • По критерию «обжалование деятельности центров обслуживания населения»:

В 2010 году зафиксировано 2 жалобы на действия работников ЦОНов (филиал г.Жезказгана ГУ «ЦОН акимата Карагандинской области»).
В ходе выборочной проверки других жалоб не установлено.
Всего в 2010 году через ЦОНы области оказано 349 670 услуг центральных и местных государственных органов.
Таким образом, общий балл по результатам оценки по данному критерию составил 15,91 (из 16 возможных).

  • По критерию «обжалование государственных услуг»:

В 2010 году услуги местных исполнительных органов получили 500 597 физических и юридических лиц, в том числе через ЦОНы 65 566 лиц.
Наибольшее количество лиц получили услуги по «назначению и выплата социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов» (114 550 лиц, 20,23 % от общего количества оказанных услуг).
В 2010 году в государственных органах зафиксировано 35 жалоб:
26 – по «предоставлению земельных участков в частную собственность и землепользование» (0,62 % от общего количества оказанных услуг по данному виду);
4 – по «выдачи разрешений на изменение целевого назначения земельного участка» (0,73 % от общего количества оказанных услуг по данному виду);
2 – по «назначению государственных пособий семьям, имеющим детей до 18 лет» (0,009 % от общего количества жалоб).
Доля жалоб составляет 0,006 % от общего количества оказанных местными органами услуг.
В ходе выборочной перепроверки расхождений не выявлено.
Таким образом, общий балл по результатам оценки по данному критерию составил 13,13 (из 14 возможных).

5. По критерию «нарушение сроков оказания государственных услуг»:
В 2010 году местными органах оказано 566 163 услуг, в том числе через ЦОНы 65 566.
2 047 услуг оказаны местными органами с нарушением установленных сроков.
Наибольшее количество нарушений установленных сроков оказания зафиксировано по услуге:
1332 – по постановки на учет и очередность граждан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде (26,75 % от количества оказанных услуг по данному виду);
441- по предоставлению земельных участков в частную собственность и землепользование (10,65 % от количества оказанных услуг по данному виду);
243 - по выдачи договора найма жилища из государственного жилищного фонда (45,76 % от количества оказанных услуг по данному виду).
Доля нарушений сроков составляет 0,361 % от общего количества оказанных местными органами услуг.
В ходе выборочной перепроверки расхождений не выявлено.
Таким образом, общий балл по результатам оценки по данному критерию составил 0 (из 14 возможных).

  • По критерию «оказание государственных услуг в электронном формате»:

В ходе проведения оценочных мероприятий акиматом предоставлен План график работ по проекту «Электронный акимат», утвержденный 2 мая 2010 года Заместителем акима Карагандинской области Сатбаевым Р.А., а также Вице-министром связи и информации Республики Казахстан Сарсеновым С.С.
В Плане-графике присутствуют 30 мероприятий, направленных на реализацию проекта «Создание Регионального шлюза, как подсистемы шлюза «электронного правительства» (далее – Информационная система «Электронный акимат», Проект), данные мероприятия подлежали реализации совместно с акиматом, по результатам которых внедрено 20 услуг. 3 мероприятия из 30 не реализованы.
В ходе проведении оценки было выявлено, что в акимате в рамках Проекта в 2010 году реализовано и внедрено в опытную эксплуатацию 20 электронных услуг.
В Стратегическом плане Аппарата акима на 2010-2014 годы, утвержденным постановлением акимата от 24.12.2009 года № 34/03 в 2010 году было запланировано и реализовано одно мероприятие по увеличению количества информационных услуг на Интернет-ресурсе акимата.
Государственные услуги в электронном формате акиматом не оказывались.
На Интернет-ресурсе акимата размещено 6 стандартов оказания государственных услуг, актуализированных центральными государственными органами в соответствии с действующим законодательством. Кроме того на Интернет-ресурсе опубликовано 5 стандартов изложенных в старой редакции.
Акиматом частично выполнены мероприятия по наличию: «плана по внедрению и развитию государственных услуг в электронном формате»; «наличию информации, разъясняющей порядок и процедуры оказания электронных услуг»; «доля видов государственных услуг, оказываемых государственным органом (подведомственной организацией), переведенных в электронный формат».
При этом, не исполнены критерии «доля пользователей электронными услугами, оказываемыми государственным органом (подведомственной организацией)»; «наличие медиа-плана по информированию пользователей об электронных услугах».
Таким образом, общий балл по результатам оценки по данному критерию составил 3,74 (из 14 возможных).

7. По критерию «обновление регламентов оказания государственных услуг»:
Регламенты оказания государственных услуг отсутствуют. В связи с чем, работа по обновлению регламентов не проводилась.
Таким образом, общий балл по результатам оценки по данному критерию составил 0 (из 14 возможных).

Выводы и рекомендации:
Результаты проведенной оценки Акимата свидетельствуют о недоработках по вопросам утверждения регламентов государственных услуг, внедрения электронных услуг, обновления регламентов.
Акимату рекомендуется:
утвердить регламенты оказания государственных услуг;
провести с Министерством экономического развития и торговли Республики Казахстан совместную работу по включению государственных услуг, оказываемых местными исполнительными органами (указанных в перечне государственных услуг, сформированном Министерством экономического развития и торговли), в Реестр государственных услуг;
обеспечить единый учет и ведение статистических данных по обращениям граждан за предоставлением государственных услуг;
проработать вопросы создания и функционирования постоянно действующей системы информационного обеспечения получателей услуг с использованием всевозможных источников. Данная работа должна быть направлена на обеспечение доступности информации и постоянное информирование потребителей услуг об организациях и учреждениях, предоставляющих государственные услуги, порядке предоставления услуг, правах и обязанностях получателей при оказании госуслуг;
установить постоянную обратную связь с получателями услуг, в том числе принять меры по организации первичного учета оказания государственной услуги с обязательным заполнением карточек по форме, согласно приложению 16 к Методике;
привлекать к вопросам разработки и доработки регламентов общественные объединения, предпринимателей, представителей СМИ в целях повышения качества оказания услуг;
провести разъяснительную работу среди сотрудников местных органов по улучшению работы по оказанию государственных услуг;
принять активное участие во внедрении Министерством связи и информации в акимате информационной системы «электронный акимат»;
на постоянной основе обеспечить взаимодействие с центральными государственными органами – разработчиками стандартов оказания государственных услуг, для своевременного размещения на интернет-ресурсе акимата.

Заместитель Председателя Агентства РК
по делам государственной службы
А. Комекбаев

Директор Департамента правового
обеспечения государственной службы Агентства
А. Хайдаров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о результатах оценки применения информационных технологий
Акиматом Карагандинской области
(наименование центрального государственного/местного исполнительного органа)

2010 год
(отчетный период)

Критерии оценки

Баллы оценки каждого критерия

1

Наличие планов мероприятий по применению информационных технологий в государственном органе

6,25

2

Доступность и открытость интернет-ресурса

19,4

3

Использование системы электронного документооборота в делопроизводстве

14,12

4

Использование Интранет-портала государственных органов

7,00

5

Реализация функций государственного органа в электронном формате

9,47

Общая оценка:

56,24

Акиматом Карагандинской области (далее – Акимат) были представлены необходимые данные в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы по применению информационных технологий, утвержденной приказом Министра связи и информации Республики Казахстан от 27 декабря 2010 года №360 (далее – Методика). Оценка проводилась по следующим критериям:

  • наличие планов мероприятий по применению информационных технологий в государственном органе;
  • доступность и открытость интернет-ресурса;
  • использование системы электронного документооборота в делопроизводстве;
  • использование Интранет-портала государственных органов;
  • реализация функций государственного органа в электронном формате.

Далее приведен общий анализ по каждому из вышеперечисленных критериев, а также анализ общей оценки применения информационных технологий в разрезе, как каждого критерия, так и отдельных показателей, анализ зон отставания и причин отставания.

  • По критерию «Наличие планов мероприятий по применению информационных технологий в государственном органе»:

В Программе создания «электронного акимата» Карагандинской области за период 2006 – 2010 годы (далее – Программа) за 2010 год присутствует 8 мероприятий по применению информационных технологий, 5 из которых выполнены полностью, 3 мероприятия не выполнено к ним относятся: развитие системы исполнения и планирования бюджетов, проведение независимого мониторинга выполнения мероприятий по созданию е-акиматов, развитие международного сотрудничества в области информационно-коммуникационных технологий. Основная причина не выполнения данных мероприятий по данным Акимата Карагандинской области - недостаточное финансирование, также в 2010 году планировалось создание электронного архива документов местных исполнительных органов, но на данный момент работы по созданию архива не завершены, в связи, с чем внедрение архива перенесено на 2011 год.
При этом необходимо отметить, что в «Стратегическом плане развития ГУ «Аппарат акима Карагандинской области» на 2010 – 2014 годы» на 2010 год было запланировано 3 мероприятия по применению информационных технологий:
-увеличение количества участников Системы электронного документооборота;
- увеличение количества информационных услуг, предоставляемых через веб-сайт акимата области;
- увеличение количества информационных систем, автоматизирующих деятельность аппарата акима, проведение мероприятий по их развитию и совершенствованию.
По данному критерию согласно методике расчета присваивается 5/8*10=6,25 балла из 10 возможных баллов.

  • По критерию «Доступность и открытость интернет-ресурса»:

По данному критерию в целом работа Акимата ведется в полном объеме и на достаточно высоком уровне. Интернет-ресурс Акимата выполняет задачи оперативного и объективного информирования населения о деятельности местного исполнительного органа; предоставления информации о нормативно-правовой документации и событиях в деятельности региона, имеющих важное общественно-политическое и экономическое значение.
Официальный интернет-ресурс Акимата располагается по электронному адресу: http://www.karaganda-region.kz/ и имеет версии на государственном, русском и английском языках. По результатам проверки наличия и доступности интернет-ресурса выставлена оценка 3 балла.
При поиске в международных поисковых системах по требуемым запросам интернет-ресурс занимает высокие места: по наименованию государственного органа на первых страницах поиска в международных поисковых системах, по ФИО руководителя Акимата присутствует на первых-вторых страницах в google, rambler, yandex, yahoo, altavista. Таким образом, оценка составила: 10*7/10 = 7 баллов.
Информационное наполнение интернет-ресурса производится согласно Правилам размещения электронных информационных ресурсов на интернет-ресурсах государственных органов, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 июля 2007 года № 598.
Анализ интернет-ресурса по критерию полноты, качества и своевременности размещения информации показал, что информационное содержание интернет-ресурса полностью соответствует Перечню электронных информационных ресурсов о государственных органах, размещаемых на интернет-ресурсах государственных органов, утвержденному Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 октября 2007 года № 891 (далее - Перечень).
При этом хотелось бы отметить, что интернет-ресурс акимата Карагандинской области стал обладателем первого места в ежегодном конкурсе веб-сайтов Казнет «Национальная интернет-премия AWARD.kz» в 2008 году и занял второе место в 2010 году в номинации «Лучший электронный акимат», что свидетельствует о целенаправленной работе Акимата в сфере развития ИКТ технологий.
Анализ интернет-ресурса проводился по критериям оценки согласно настоящей Методике.
Государственные символы Республики Казахстан
Информация о государственных символах на интернет-ресурсе имеется во всех языковых версиях интернет-ресурса и содержит подробные сведения об истории создания и утверждения государственных символов, о рекомендациях по применению государственных символов, нормативные правовые акты по теме.
Реализация Посланий Главы государства Республики Казахстан
Тексты ежегодных Посланий Президента РК на интернет-ресурсе и план мероприятий по исполнению поручений Главы государства имеются в соответствующем разделе. Для публикации сведений о ходе реализации Послания создан отдельный информационный раздел «Дорожная карта», который дает целостную картину деятельности органа в данном направлении.
Персональный блог
Блог акима области функционирует на русском и казахском языках, информация обновляется ежедневно. Структура блога содержит, наряду с функциональным сервисом отправки вопроса, правила работы блога; архив поступивших вопросов и ответов; выступления и интервью акима; возможность оставить комментарий.
Имидж государственной службы
Информация по данному критерию, а также вопросы кадрового обеспечения имеются в полном объеме. В разделе «Государственная служба» содержится краткая информация о кадровой политике в регионе, материал «Как поступить на государственную службу», образцы необходимых документов для поступления на государственную службу, сведения о вакансиях. Также в данном разделе предоставлена возможность перейти по ссылке на страницу территориального управления Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Карагандинской области, однако, материалы на странице отсутствуют.
Общая информация о государственном органе
В разделе «Власть» содержится развернутая структура органов власти региона, в которую входит:

  • исполнительная власть – аппарат акима области, с подробным описанием полномочий, биографическими сведениями о руководстве; областные управления и территориальные подразделения центральных государственных органов;
  • органы местного самоуправления (городов и районов области);
  • законодательная власть (маслихат области).

Контактная информация представлена в полном объеме, размещены справочные телефоны, почтовые адреса и адреса электронной почты структурных подразделений Акимата. Подробно расписаны полномочия маслихата области, размещены нормативные правовые акты, принятые акиматом Карагандинской области.
Структура
В разделе «Власть» размещены также сведения об областных и территориальных органах. Подробно представлены почтовые адреса, адреса электронной почты, телефоны справочных служб; задачи и функции органов. Деятельность каждого органа управления освещается всесторонне и очень тщательно, причем информация оперативно обновляется. Насыщение данного раздела можно охарактеризовать как достаточное и в полной мере отражающее динамику сфер, входящих в компетенцию местного исполнительного и представительного органов.
Информационная поддержка
Интернет-ресурс Акимата Карагандинской области выбран в качестве пилотной зоны по внедрению электронных государственных услуг в рамках программы «Создание «электронных акиматов».
В рамках портала функционируют официальные интернет-ресурсы областных управлений, акиматов районов и городов:

  • Абайский р-н (www.abay-akimat-karaganda.kz)
  • Актогайский р-н (www.aktogay.kz)
  • Балхаш (www.balkhash.kz)
  • Бухар-Жырауский р-н (www.bukhar-zhirau-akimat.kz)
  • Жанааркинский р-н (www.zhanaarka-akimat.kz)
  • Жезказган (www.jezkazgan.kz)
  • Караганда (www.karaganda-akimat.kz)
  • Каражал (www.karazhal.kz)
  • Каркаралинский р-н (www.karkaraly.kz)
  • Нуринский р-н (www.nurinsk.kz)
  • Осакаровский р-н (www.new.osak-akimat.kz)
  • Приозерск (priozersk-akimat.kz)
  • Сарань (www.saran.kz)
  • Сатпаев (www.satpaev.kz)
  • Темиртау (newakimat.temirtay.kz)
  • Улытауский р-н (ulytau-akimat.kz)
  • Шахтинск (www.shahtinsk.kz)
  • Шетский р-н (www.shet-audany.kz)
  • Управление предпринимательства и промышленности (www.dpp.kz)
  • Управление культуры (karkultura.kz)
  • Управление архивов и документации (arhive-krg.kz)
  • Управление государственного архитектурно-строительного контроля (www.kargask.kz )
  • Управление строительства (www.oblstroit-krg.kz)
  • Управление по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий (www.dmp.kz)
  • Управление природных ресурсов и регулирования природопользования (www.pr-resurs.kz)
  • Управление архитектуры и градостроительства (www.oblarhitecture.kz)
  • Управление внутренней политики (www.dvpko.kz)
  • Управление финансов (www.krgoblfin.kz)
  • Управление экономики и бюджетного планирования (www.econom-krg.gov.kz)
  • Управление земельных отношений (www.karzemotn.kz)
  • Управление здравоохранения (www.zdravkrg.kz)
  • Управление сельского хоязйства (www.krgagri.kz)
  • Управление образования (bilimal.kz)
  • Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства (oblenergetika.kz)
  • Управление физкультуры и спорта (karsport.kz)
  • Управление координации занятости и социальных программ (www.krgsoc.kz)
  • Управление по развитию языков (parasat-krg.kz)
  • Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог (www.utd-krg.gov.kz)

Кроме того, интернет-ресурсы имеются в 58-ти самостоятельных отделах городов и районов области.
По мере создания сайтов МИО производится их интеграция с порталом областного акимата.
Статистическая и аналитическая информация
Статистическая информация имеется практически во всех разделах интернет-ресурса и содержит актуальные данные. Аналитические материалы представлены на интернет-ресурсе в виде обзорных статей, публикаций, выступлений акима на актуальные темы, сведениями о состоянии отраслей в информационно-аналитических разделах «Экономика», «Транспорт и связь», «Бизнес», «Промышленность и энергетика», «Сельское хозяйство и землепользование» и др.
Нормотворческая деятельность государственного органа
Нормотворческая деятельность Акимата отражена в разделе «Официальные документы». Нормативные правовые акты, принятые органом и характеризующие его нормотворческую деятельность, публикуются своевременно.
Порядок работы
Сведения о порядке осуществления Акиматом разрешительных действий в сфере лицензирования, аккредитации, регистрации и др. содержатся в разделе «Государственные услуги». Также опубликованы формы заявительных документов, принимаемых органом к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами.
Деятельность государственного органа
В разделе «Программы развития» представлена Стратегия территориального развития Карагандинской области до 2015 года с подробным описанием региональных программ и бюджетных инвестиционных проектов по всем сферам деятельности.
Проведение конкурсов, тендеров
Информация о государственных закупках содержится в одноименном разделе. Сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и других мероприятиях и условия их проведения; порядок участия в них юридических и физических лиц имеются.
Работа с населением
Представлены нормативные правовые акты, регулирующие обращения граждан, графики приема граждан, телефоны доверия, а также подробная контактная информация для обращения граждан.
Оказание государственных услуг
Перечень государственных услуг, оказываемых МИО, сведения о порядке предоставления госуслуг, стандарты и регламенты расположены в соответствующем разделе. Также представлен перечень государственных услуг, оказываемых местным исполнительным органом. Однако, данный перечень является неполным и содержит информацию только по госуслугам, внесенным в Реестр. Касательно оказания государственных услуг в электронном формате отметим, что акиматом области внедрено в опытную эксплуатацию 20 электронных услуг в рамках проекта ИС «Е-акимат», реализуемого Министерством связи и информации. Виду того, что проект в 2010 году находился на стадии разработки и внедрения в опытную эксплуатацию, стандарты и регламенты оказания электронных госуслуг на Интернет-ресурсе отсутствуют.
Борьба с коррупцией
Информация о деятельности Акимата в данном направлении имеется в разделе «Государственная служба».
WAI (Web Accessibility Initiative – стандарт доступности содержимого для пользователей с ограниченными возможностями)
В целом, интернет-ресурс хорошо структурирован, есть оглавление, карта сайта, механизм навигации последователен и логичен, есть система поиска, визуальная концепция. Особенностью данного интернет-ресурса является полноценная навигация, которая позволяет легко ориентироваться в огромном массиве информационных ресурсов и представляет собой систему, состоящую из следующих блоков:

  • основная навигация по информационным ресурсам;
  • функциональная навигация, в которую входят поиск, регистрационные формы, формы авторизации, формы подписки на новостные и информационные рассылки;
  • служебная навигация, которая присутствует на интернет-ресурсе сервисами «карта сайта», «написать письмо» и т.д.

Общественно-значимые критерии
Интернет-ресурс Акимата Карагандинской области можно отнести к наиболее успешным официальным сайтам государственных органов. В полной мере реализованы такие параметры как:

  • высокая степень информирования общества;
  • наличие и полнота механизма обратной связи;
  • отражение исполнения государственных функций данного органа власти;
  • высокая степень использования преимуществ Интернета как СМИ.

Также широко представлена оперативная информация — новости, планы мероприятий, намеченных органами управления, календарь событий региона, справочные данные, включающие карту области, карту Караганды, справочник области, справочник организаций Караганды, справочник web–ресурсов области, подробные сведения по всем сферам жизнедеятельности, а также полноценно описана деятельность органов власти по предоставлению услуг населению. Помимо «портрета региона», включающего географическое положение, территориально-административное устройство, государственную символику, историю развития региона и характеристику социально-экономического положения, интернет-ресурс содержит массу социально-значимой информации о вакансиях, о ценах на рынках города Караганды и по республике, анонсы культурных мероприятий, расписание движения транспорта. Кроме того на главной странице интернет-ресурса размещена ссылка, позволяющая воспользоваться системой поиска нормативных правовых актов по Республиканской базе законодательства.
Актуальность, оперативность и своевременность обновления информации
Требования к срокам обновления информации, определенные настоящей Методикой, выполняются.
Таким образом, оценка полноты, качества и своевременности размещения информации Интернет-ресурса Акимата составила 47 баллов на русском языке и 47 баллов на государственном языке, и итоговая оценка Интернет-ресурса 94 баллов, что при приведении к 10 балльной шкале дает 9,4 баллов.
Общая оценка по критерию составила с учетом весовых коэффициентов 19,4 баллов.

  • По критерию «Использование системы электронного документооборота в делопроизводстве»:

С 2005 года в Акимате внедрена и используется «Система электронного документооборота аппарата акима Карагандинской области» (далее - СЭД), разработчиком данной информационной системы является ТОО «Центр информационных систем «WTO».
По показателю «Межведомственные документы» присваивается 4 балла, так как из 1170 документов, подлежащих направлению через центр ЕСЭДО в другие государственные органы, были направлены 1170 (100%). Из 4699 внутриведомственных документов через ЕСЭДО направлены 729 документов (15,5%), в связи, с чем по показателю «Внутренний электронный документооборот» Акимату выставляется 0,62 балла. По регистрации электронных документов – из 2845 документов 2845 документа зарегистрированы в электронном виде и соответственно присваивается 4 балла.
По показателю «согласование электронных документов» всего подписанных проектов в электронном виде составляет 1338 документов, из них все подписаны и согласованы в электронном виде. В связи с чем, по данному показателю присваивается 1338/1338*4=4 балла из 4 максимально возможных баллов.
На данный момент архив не разработан в связи с чем, по показателю «списание электронных документов в архив» проставлена оценка 0 баллов.
По показателю «Наличие ОРД по использованию ЕСЭДО» выставлена оценка 1,5 балла, в связи с отсутствием Приказа по утверждению перечня документов направляемых через СЭД. Таким образом, общая оценка по данному критерию составила 14,12 баллов из 20 возможных.

  • По критерию «Использование Интранет-портала государственных органов»:

Количество пользователей ИПГО.
Работа в системе Интранет-портала государственных органов (далее - ИПГО) начата пользователями Акимата с 2010 года. Всего к системе подключено 18 сотрудников.
Вместе с тем, согласно статистическим данным, снятым с ИПГО, активные пользователи (сотрудники, использующие систему не менее одного раза в неделю) в Акимате отсутствуют.
Данный факт объясняется тем, что система внедрена относительно недавно, соответственно не получила широкого применения сотрудниками Акимата.
Кроме того, в связи с тем, что Методика оценки эффективности деятельности государственных и местных органов областей по применению информационных технологий, была доработана и утверждена 27 декабря 2010 года, мониторинг Интранет-портала по показателю «активные пользователи» осуществлялся за декабрь 2010 года, соответственно при расчете критерия учитывались данные только за декабрь 2010 года. В связи, с чем оценка по показателю «количество пользователей ИПГО» согласно Методике расчета составляет 0 баллов из 3.
Частота использования сервисов ИПГО.
По использованию сервисов ИПГО: Акиматом опубликовывались планы посредством сервиса «Планы мероприятий», при этом в Акимат не поступали на согласование и рассмотрение нормативно-правовые акты от государственных органов, в связи с чем, согласование НПА не проводилось. Таким образом, за использование сервисов ИПГО общая оценка составила 5 баллов.
Наличие нормативных правовых актов использования ИПГО.
В Акимате используются следующие нормативно-правовые акты по использованию системы ИПГО:

  • Приказ Руководителя аппарата акима Карагандинской области «О начале работы в информационной системе «Интранет-портал государственных органов Республики Казахстан» от 30.10.2009 года №165а-п;
  • Инструкция по работе в ИПГО.

За наличие всех нормативно-правовых актов по использованию системы ИПГО выставлена оценка 2 балла.
Общая оценка по критерию составляет 7,00 баллов.

  • По критерию «Реализация функций государственного органа в электронном формате»:
  • Степень автоматизации функций государственных органов

В соответствии с Перечнем функций МИО, разработанным МЭРТ, МИО осуществляют 529 функций, 130 из которых возможно автоматизировать.
На данный момент в Карагандинской области полностью автоматизировано 5 функций, частично автоматизировано 69 функций следующими 28 информационными системами:

  • АИС «Е-собес»
  • ИС «Региональный шлюз, как подсистема шлюза "электронного правительства"
  • АИС «Рынок труда»
  • Портал «Электронных государственных закупок»
  • АИС «Занятость»
  • Интегрированная база данных МВД РК
  • АИС "Центральная база данных инвалидов"
  • "Веб-портал Плановой госпитализации"
  • АИС «Стационар»
  • АИС «Дневной стационар»
  • АИС «Поликлиника»
  • АИС «Учет бесплатного и льготного лекарственного обеспечения»
  • АИС «Технико-экономические показатели»
  • АИС «Кадры»
  • АИС "Аккредитация организаций здравоохранения"
  • Республиканские регистры, обеспечивающие учет больных с определенными заболеваниями
  • АИС "Материнская и младенческая смертность»
  • Единая система электронного документооборота
  • СЭД "Log Book"
  • ИС "Система управления персоналом"
  • АИС «Государственный градостроительный кадастр Карагандинской области»
  • ИС "Единая диспетчерская служба области"
  • ИС "Учет договоров аренды"
  • ИС "Учет объектов коммунальной собственности"
  • ИС "Финансовый мониторинг исполнения местных бюджетов "Дом финансов"
  • ИС "Аналитическая система акима области"
  • ИС "Мониторинг цен на социально значимые ТНП"
  • АИС "Білімал. Электронная школа".

18 из 28 вышеперечисленных информационных систем являются информационными системами центральных государственных органов, остальные 10 информационных систем разработаны за счет бюджетных средств Акимата Карагандинской области.
Оценка составила 69/130*10=5,3 балла.
Одновременно, в ходе оценки Акиматом Карагандинской области был предоставлен в рабочем порядке дополнительный перечень, состоящий из 17 функций (согласно Положениям аппаратов акимов, органов по экономическому и бюджетному планированию, органов финансов Карагандинской области), невошедших в Перечень функций составленный МЭРТ. При этом, данные функции частично автоматизированы следующими информационными системами МИО: ИС "Финансовый мониторинг исполнения местных бюджетов "Дом финансов"; "Аналитическая система акима области", ИС «Система электронного документооборота, ИС «Формирование списков избирателей», ИС «Единая диспетчерская служба», ИС «Система управления персоналом».

  • Интеграция ведомственных информационных систем с компонентами «электронного правительства»

Согласно Закону Республики Казахстан «Об информатизации» от 11 января 2007 года N 217 к базовым компонентам «электронного правительства» относятся:

  • веб-портал и шлюз "электронного правительства", интегрированные с ведомственными информационными системами, через которые будут предоставляться электронные услуги;
  • платежный шлюз "электронного правительства";
  • единая транспортная среда государственных органов Республики Казахстан;
  • национальные реестры идентификационных номеров;
  • информационная система "Адресный регистр";
  • инфраструктура открытых ключей;
  • единая система электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан.

Следует отметить, что лишь одна информационная система Акимата Карагандинской области интегрирована с компонентами «электронного правительства», а именно СЭД в 2009 году интегрирована с ЕСЭДО и ПЭП. Вместе с тем, Акиматом Карагандинской области запланированы мероприятия по дальнейшей интеграции: ИС «Формирование списков избирателей» с Государственной базой данных «Физические лица», Базовый комплекс Серверного центра е-акимата области с Государственной базой данных «Физические лица» и ИС «Адресный регистр». Для чего, в целях обеспечения информационной безопасности рекомендуем проработать вопрос по интеграции с Национальным удостоверяющим центром РК.
Таким образом, общее количество информационных систем уже интегрированных и планируемых к интеграции составляет 3 информационных системы и оценка по данному показателю составляет 1/3 * 5= 1,67 балла.

  • Наличие ведомственных информационных систем государственного органа, введенных в промышленную эксплуатацию

В отчетный период в Акимате Карагандинской области функционировало 18 информационных систем и программных модулей:

  • Система электронного документооборота;
  • Программный модуль СЭД «Учет контроля и работы пользователей в программных продуктах»;
  • Программный модуль СЭД «Агрегатор отчетов»;
  • Модуль СЭД веб-портал «Защита бизнеса»;
  • Модуль СЭД «Блог акима области»;
  • Базовый комплекс Серверного центра е-акимата области;
  • ИС «Планирование и управление деятельностью акимата»;
  1. ИС «Формирование списков избирателей»;
  2. ИС «Система управления персоналом»;
  3. ИС «Единая диспетчерская служба области»;
  4. ИС «Учет договоров аренды»;
  5. ИС «Учет объектов коммунальной собственности»;
  6. ИС «Финансовый мониторинг исполнения местных бюджетов "Дом финансов»;
  7. ИС «Аналитическая система акима области»;
  8. ИС «Мониторинг цен на социально значимые товары народного потребления»;
  9. ИС «Региональная прогнозная карта»;
  10. АИС «Государственный градостроительный кадастр Карагандинской области»;
  11. АИС "Білімал. Электронная школа».

При этом необходимо отметить, что в отчетном периоде 13 из вышеперечисленных систем находились в промышленной эксплуатации, 3 информационные системы в опытной эксплуатации, 2 информационные системы разрабатывались и были введены в опытную эксплуатацию в 2011 году.
Планируемые даты сдачи в промышленную эксплуатацию не зафиксированы в технических заданиях, но зафиксированы в Программе создания «электронного акимата» Карагандинской области за период 2006 – 2010 годы, хотя согласно стандарту ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы» перечень стадий и этапов работ по созданию системы, сроки их выполнения, перечень организаций - исполнителей работ, определяется на этапе разработки Технического задания.
При этом ввод в промышленную эксплуатацию был оформлен в следующем порядке: по 5 информационным системам актами передачи диска, по следующим 6 информационным системам актами ввода в эксплуатацию, по 2 информационным системам актами выполненных работ. По остальным 3 информационным системам не были предоставлены подтверждающие документы о сдаче в промышленную эксплуатацию. Однако необходимо отметить, что запуск в промышленную эксплуатацию оформляется и визируется приемочной комиссией актом о приёмке автоматизированной системы в промышленную эксплуатацию по результатам комплексных испытаний.
По данному критерию согласно методике оценка составила 0 баллов.

  • Наличие ведомственных информационных систем государственного органа, введенных в опытную эксплуатацию

На момент проведения оценки в опытной эксплуатации находились следующие информационные системы:

  • ИС «Планирование и управление деятельностью акимата»;
  • ИС «Аналитическая система акима области»;
  • ИС «Мониторинг цен на социально значимые товары народного потребления»;

При этом планируемые даты сдачи в опытную эксплуатацию не зафиксированы в технической документации, несмотря на то, что согласно стандарту ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы» перечень стадий и этапов работ по созданию системы, сроки их выполнения, перечень организаций - исполнителей работ, определяется на этапе разработки Технического задания.
Кроме того, необходимо отметить, что в ходе проведения оценки Акиматом Карагандинской области не были представлены протокола приемочных испытаний вышеуказанных информационных систем, в связи с чем, можно сделать вывод, что Акиматом не соблюдаются требования ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания», ГОСТ 34.603-92 «Виды испытаний автоматизированных систем» и СТ РК 34.019-2005 «Процессы жизненного цикла программных средств».
Оценка по данному показателю составила 0 баллов.

  • Наличие технической документации (технические задания, технические спецификации) на информационные системы, находящиеся в опытной и промышленной эксплуатации

Из 16 информационных систем находящихся в промышленной и опытной эксплуатации по 8 информационным системам были предоставлены технические задания и технические спецификации, по 2 системам технико-экономические обоснования и технические спецификации, по 4 системам технические задания, по остальным 2 системам технические спецификации.
По данному показателю согласно методике присваивается 0 баллов.
Также, следует отметить, что большая часть разработанных технических заданий соответствуют требованиям стандарта РК 34.015-2002 и стандарта ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы».
При этом наличие технико-экономических обоснований говорит о том, что Акиматом Карагандинской области частично соблюдаются требования нормативно-правовых актов, регламентирующих правила рассмотрения и отбора бюджетных инвестиционных проектов.

  • Количество информационных ресурсов и систем, программных продуктов, программных кодов и нормативно-технической документации, включенных в Государственный регистр электронных информационных ресурсов и информационных систем, Депозитарий информационных систем, программных продуктов, программных кодов и нормативно-технической документации

По данному показателю присвоено 0 баллов, так как ни одна из действующих информационных систем не зарегистрирована в Государственном регистре электронных информационных ресурсов, и ни по одной информационной системе не включены программные продукты, программные коды и нормативно-техническая документация в Депозитарий информационных систем, программных продуктов, программных кодов и нормативно-технической документации.

  • Наличие интерфейса информационных систем на государственном языке

Из 16 функционирующих информационных систем в Акимате Карагандинской области 8 информационных систем полностью поддерживают интерфейс на государственном языке, в 3 системах интерфейс на государственный язык переведен частично. (8*1)/16*5=2,5 балла.
Общая оценка по критерию «Реализация функций государственного органа в электронном формате» составила 9,47 балла.

Общий балл оценки эффективности применения информационных технологий Акиматом равен 56,24 баллов из 100 возможных баллов.

Выводы и рекомендации:
Результаты проведенной оценки Акимата свидетельствуют о средней степени использования информационных технологий, что выразилось в оптимизации процессов в части реализации 69 функций Акимата в электронном виде посредством 28 информационных систем, которые перечислены выше. Кроме того, следует отметить, что в Акимате Карагандинской области в отчетный период функционировала Программа создания «электронного акимата» Карагандинской области за период 2006 – 2010 годы в рамках которой, предусмотрены мероприятия по применению информационных технологий.
Однако по информационным системам Акимата отсутствуют акты ввода в промышленную и опытную эксплуатацию, также при создании информационных систем не указывались планируемые сроки завершения разработки систем в нормативно-технических документациях. Кроме того, ни одна из информационных систем Акимата не зарегистрирована в Государственном регистре электронных информационных ресурсов и информационных систем.
В связи с чем, считаем необходимым, рекомендовать:

  • В целях повышения эффективности деятельности Акимата по применению информационных технологий рекомендуется в 2011 году разработать соответствующий План по применению информационных технологий в Акимате.
  • Проводить постоянный мониторинг выполнения мероприятий Планов по применению ИТ, мероприятий по применению ИТ в стратегическом и операционных планах Акимата.
  • Обеспечить более активную работу пользователей с сервисами ИПГО.
  • По повышению показателя «Использование СЭД», Акимату рекомендуется в 2011 году:
  • повысить процент использования внутриведомственного электронного документооборота;
  • утвердить перечень документов направляемых через СЭД;
  • доработать функционал по списанию исполненных документов в архив в СЭД согласно действующим Правилам документооборота.
  • Относительно интеграции ведомственных информационных систем с компонентами «электронного правительства» рекомендуется ускорить процесс интеграции: ИС «Формирование списков избирателей» с Государственной базой данных «Физические лица», также Базовый комплекс Серверного центра е-акимата области с Государственной базой данных «Физические лица» и ИС «Адресный регистр», также провести анализ на предмет необходимости интеграции разработанной АИС «Государственный градостроительный кадастр Карагандинской области» с информационной системой уполномоченного центрального органа.
  • Относительно внедрения информационных систем в опытную и промышленную эксплуатацию рекомендуется в дальнейшем соблюдать основные требования соответствующих стандартов в области информационных технологий, в частности, ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания», ГОСТ 34.603-92 «Виды испытаний автоматизированных систем», СТ РК 34.019-2005 «Процессы жизненного цикла программных средств», ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы» (в части включения планируемых сроков ввода в эксплуатацию).
  • Зарегистрировать имеющиеся информационные ресурсы и системы, программные продукты, программные коды и нормативно-техническую документацию в Государственном регистре электронных информационных ресурсов и информационных систем и Депозитарии информационных систем, программных продуктов, программных кодов и нормативно-технической документации в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2007 года N 1124 «Об утверждении Правил ведения государственного регистра электронных информационных ресурсов и информационных систем и депозитария».
  • В целях соблюдения пункта 5 статьи 17 Закона Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 217-III «Об информатизации» рекомендуется до конца 2011 года реализовать интерфейсы на государственном языке информационных систем, у которых не переведен интерфейс на государственный язык, обеспечить заполнение контента информационных систем на государственном языке, также при разработке новых информационных систем учитывать данное требование.
  • Относительно дальнейшей автоматизации функций, целесообразно провести в 2011 году обследование бизнес-процессов осуществляемых функций, с целью реинжиниринга бизнес-процессов, определения степени автоматизации функций, выявления необходимости создания ИС или развития имеющихся ИС не только для автоматизации осуществляемых функций, но и для перевода оказываемых услуг населению в электронный формат.

И.о. Министра связи и информации Республики Казахстан

________________ Абсаттаров К. Б.

Председатель Комитета связи и информатизации

________________ Нуршабеков Р.Р.

Дата cоздания: 15 Маусым 2016 16:07
Ақпараттың соңғы өзгерісі: 15 Маусым 2016 16:08
Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың Қазақстан халқына Жолдауы 2 қыркүйек 2019
Қазақстан республикасы президентінің ресми сайты
Қазақстан 2050 Мәңгілік ел
Қазақстан Республикасының Премьер-Министрі
Пайдалы сілтемелер
Сайт картасы